11 кл


Итоговая работа по теме «Эволюция»

 Работу выполняем в тетради. Пишем номер задания – напротив букву (или буквы)  правильного ответа

Выполняем работу до 15.00 02.12.2020

1. Научную теорию эволюции живой природы создал

а) Н.И. Вавилов    б) К. Линней   в) Ж.Б. Ламарк    г) Ч.Дарвин

 

2. К результатам эволюции относится:

а) естественный отбор б) видообразование   в) искусственный отбор  г) наследственность

 

3. Какой из перечисленных признаков можно отнести к экологическому критерию вида обыкновенного ежа?

а) наличие игл на теле                б) наземный образ жизни  

в)распространение в Европе      г)число хромосом в соматических клетках

 

4. Мухи-пчеловидки внешним видом похожи на пчёл. Какую форму приспособления иллюстрирует данный пример?

а) маскировку   б) мимикрию    в) сезонную окраску   г) расчленяющую окраску

 

5. Выберите пример ароморфоза:

А) появление корневой системы у древних папоротников  

Б) формирование разнообразных листьев у растений  

В) формирование различий в строении цветков у растений  

Г) образование нектарников в цветках

 

6. Скрещиванию разных видов синиц, обитающих в пределах одного лесного массива, препятствует:

А) отсутствие мест для гнездования      б) нарушение светового режима

В) различие потребляемых кормов         г) разный хромосомный набор

 

7. К палеонтологическим доказательствам эволюции органического мира относят:

А) сходство зародышей позвоночных животных              б) наличие ископаемых переходных форм

В) сходство островных и материковых флоры и фауны   г)наличие рудиментов, атавизмов

 

8. Какую роль в жизни вида играет стабилизирующий отбор?

А) приводит к появлению новой нормы реакции

Б) изменяет генетическую структуру вида

В) устраняет особей с  резкими отклонениями признака от нормы

Г) способствует образованию новых видов

 

9. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:

а) человеку   б) виду    в) биоценозу     г) окружающей среде

 

10. Мимикрия – это результат:

А) усложнения развития организмов                     б) приспособления к паразитическому образу жизни

В) отбора сходных мутаций у различных видов    г) повышения уровня организации живого

 

11. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных:

А) возникновение лёгких         Б) образование головного и спинного мозга

В) образование хорды              Г) возникновение четырёхкамерного сердца

 

12. Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела:

Животное                                                                             Тип окраски

А) медоносная пчела                                                   1) покровительственная

Б) речной окунь                                                           2) предупреждающая

В) божья коровка

Г) колорадский жук

Д) белая куропатка

Е) заяц беляк

 

13.Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.

Признак                                                                Критерий вида

А) тело покрыто мантией                                             1) морфологический

Б) раковина имеет две створки                                    2) экологический

В)обитает в пресных водоемах

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) питание водными микроорганизмами

Е) личинка развивается в воде.

 

14.Биологический регресс – это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, ведущее к …

1) снижению уровня приспособленности к среде обитания;

2) увеличению численности;

3) уменьшению площади видового ареала;

4) возрастанию приспособленности организма к окружающей среде;

5) уменьшению численности;

6) увеличению площади видового ареала

 

15. Установите соответствие

ПРИМЕР

 

НАПРАВЛЕНИЕ

А) возникновение ласт у дельфина

Б) возникновение трёхкамерного сердца у земноводных

В) исчезновение пищеварительной системы у цепней

Г) ухудшение зрения у крота

Д) возникновение двойного оплодотворения у цветковых растений

Е) отсутствие листьев и настоящих корней

у повилики

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) общая дегенерация

 

16. Дайте определения форм естественного отбора:

Признаки

Формы естественного отбора

А) поддерживает несколько фенотипически различных форм за счет особей со средней выраженностью признака

1) движущая форма

Б) благоприятствует сохранению особей с признаками, близкими к среднему значению

2) стабилизирующая форма

В) действует в пользу редких генотипов, поскольку приспособленность генотипа повышается, по мере того как он становиться все более редким

3) дизруптивная (разрывающая) форма

Г) приводит к появлению новой нормы реакции организма, которая соответствует изменившимся условиям окружающей среды

 

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Виноград культурный. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1)Виноград культурный растёт в умеренных и субтропических регионах, широко культивируется во многих странах всех континентов. (2)Выращивают виноград обычно на шпалере. (3)Учёными установлено, что его сорта произошли от дикорастущего евроазиатского вида — Винограда лесного, который произрастает по всему северному побережью Средиземного моря и далее на восток до южного побережья Каспия. (4)Цветки винограда мелкие, собраны в соцветия сложная кисть или метёлка. (5)Плоды — шаровидные или яйцевидные ягоды, собранные в более или менее рыхлые, редко плотные, грозди. (6)Окраска ягод сильно варьирует в зависимости от сорта.

 

 

18. Самцы павлинов имеют длинный ярко окрашенный хвост. Птицы, обладающие слишком коротким и тусклым хвостовым оперением или слишком длинным и ярким, уничтожаются естественным отбором. Чем это объясняется? Какая форма естественного отбора проявляется в этом случае?

 
















-----------------------------------

Проверочная работа по теме: "Основы учения о биосфере"

Задание А.  Выпишите номера вопросов, напротив них запишите буквы правильных ответов.

1.      Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а)     гидросфера;

б) биосфера;

в) атмосфера;

г)литосфера.

 

2.      Учение о биосфере было создано:

а)     Ж. Б. Ламарком;

б)      Э. Леруа

в)     Э. Зюссом;

г)      В. И. Вернадским;

 

3.      Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а)     77 км;

б)     12,5 км;

в)     10 км;

г)      2 км.

 

4.      Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

а)     нейстон

б)     нектон;

в)     бентос; планктон;

г)      нейстон.

 

5.      В мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а)     отсутствие воды в жидкой фазе;

б)     концентрация соли свыше 270 г/л;

в)     отсутствие элементов минерального питания;

г)      все перечисленные условия.

 

6.      Живое вещество - это:

а)     совокупность всех растений биосферы;

б)     совокупность всех животных биосферы;

в)     совокупность всех живых организмов биосферы;

г)      нет правильного ответа.

 

7.      К основному веществу биосферы относятся:

а)     нефть, каменный уголь, известняк;

б)     вода, почва;

в)     гранит, базальт;

г)      растения, животные, бактерии, грибы.

 

8.      Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

а)     живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б)     зеленых растений использовать CO2 и выделять в атмосферу O2;

в)     хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г)      живых организмов накапливать различные химические элементы.

 

9.      Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:

а)     нет

б)     да

 

10.  Ноосфера - это:

а)     Сфера прошлой жизни;

б)     Сфера жизни;

в)     сфера будущей жизни;

г)      сфера разумной жизни.

 

 

Задание Б.  Кратко ответьте на поставленные вопросы.

 

1.      Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планет. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли

2.      Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

3.      Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность концентрационной функции.

4.      Какое значение имеет азот в жизни растений?

5.      Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

 


Комментарии